Модифицированный ГК, вступающий в силу сегодня, 1 марта 2019 года, меняет правила регистрации предприятий.
Законодатель изменил правовой статус территориальных подразделений – филиалов, представительств и отделений.
Вместо филиалов и представительств будет регистрироваться только отделение юридического лица.
Отделением признается обособленное подразделение юридического лица, находящееся вне места его нахождения, действующее на постоянной основе, имеющее собственное руководство и необходимое материальное обеспечение для осуществления части или всех видов деятельности юридического лица.
Отделение не будет иметь прав юридического лица. Для функционирования отделений предприятиям следует разработать специальные положения и утверждать их.
Особое внимание законодатель уделил иностранным инвесторам. Прежде чем юридическое лицо, учрежденное в другом государстве (иностранное юридическое лицо), развернет от своего имени деятельность в Республике Молдова через отделение, оно обязано зарегистрировать отделение в Реестре юридических лиц Молдовы.
Отделение иностранного предприятия не будет обладать правами отдельного юридического лица. На практике это означает, что по долгам отделения будет отвечать иностранное юридическое лицо. Иностранное юридическое лицо должно назначить одного или несколько управляющих отделения. Управляющий руководит отделением, обеспечивает ведение в нем бухгалтерского учета и представляет иностранное юридическое лицо в пределах своих полномочий.
Иностранные инвесторы смогут открывать либо отдельные дочерние предприятия, либо отделения юридических лиц.
С 1 марта 2019 года, прекращает свое действие принцип территориальной регистрации юридических лиц. Представители Агентства публичных услуг распространили пресс-релиз в котором отмечают, что предприятие можно будет регистрировать в Мультифункциональных центрах вне зависимости от места нахождения.
Модифицированный Гражданский Кодекс вводит в правовой оборот новые определения.
1. Фактический управляющий и номинальный управляющий.
Лицо, не указанное в предусмотренном законом публичном реестре как управляющий юридического лица, считается фактическим управляющим этого юридического лица весь тот период, в течение которого оно дает указания управляющему, а тот их соблюдает.
Иными словами фактический директор, это лицо, которое реально управляет фирмой, оставаясь в тени: лицо, указанное в Реестре как директор таковым не является, а за «нитки» дергает фактический управляющий (директор).
Фактическим управляющим является лицо, которое:
-не указано в Реестре;
-дает указания зарегистрированному в Реестре управляющему (официальному управляющему), а тот их выполняет.
Для чего понадобилось вводить в законодательство определение фактического управляющего (фактического директора)?
Полагаем, что таким образом законодатель решил защитить права кредиторов предприятия.
Если коммерческая фирма не выполняет свои обязательства, не рассчитывается по долгам, в отношении фирмы может быть начат процесс банкротства. В процессе банкротства директор может привлекаться к так называемой субсидиарной (дополнительной) материальной ответственности за долги фирмы. Не желая отвечать своим имуществом и зная о перспективе банкротства, директор по сговору с учредителями может назначить на свое место «подставное» лицо, эдакий зитц-председатель, который указан в документах, но реальным управляющим не является, он лишь прикрытие, громоотвод на случай финансовых проблем.
Если в ходе возможного судебного спора будет доказано наличие фактического управляющего, он будет нести ответственность как и официальный управляющий предприятия, в том числе и собственным имуществом.
Обязанность доказывания существования фактического управляющего, возлагается на кредиторов фирмы.
Доказать в суде существование теневого директора будет непросто. Не ясно и какие доказательства могут быть приняты судом для подтверждения фактического руководства фирмой. Однако сам факт того, что законодатель задумал подобные нормы свидетельствует о намерении наказать недобросовестных руководителей, и не дать им уйти от материальной ответственности в случае банкротства предприятия.
2. Помимо фактического управляющего, законодатель вводит понятие номинального управляющего. В отличие от фактического номинальный управляющий как раз зарегистрирован в Реестрах, но регистрация либо ошибочная, либо полномочия уже истекли.
Номинальный управляющий – это лицо, зарегистрированное в качестве директора по ошибке, либо лицо, полномочия которого завершились, но оно не исключено из Реестра.
К примеру, с управляющим заключен трудовой договор на определенный срок. После истечения срока работодатель (коллегиальные органы предприятия) не приняли решение о внесении изменений в Реестр предприятий, либо решение подано, но юристы фирмы затянули процесс регистрации изменений. Трудовые отношения прекратились, а корпоративные отношения, связь с предприятием по гражданскому закону пусть и номинально, но действует. В этом случае мы будем иметь дело с номинальным управляющим.
По всей видимости, законодатель решил подчеркнуть, что прекращение трудовых отношений с предприятием как с работодателем не всегда означает прекращения статуса директора в корпоративном смысле.
Управляющий, который является номинальным, продолжает нести ряд обязанностей, как и обычный директор, пока он не будет исключен из Реестра. Номинальный управляющий обязан:
-соблюдать пределы полномочий и действовать в соответствии с положениями учредительного документа юридического лица и решениями органов, которым он подчиняется;
-преследовать цель юридического лица, таким образом, который считает наилучшим для достижения целей юридического лица;
-действовать компетентно и осмотрительно;
-избегать конфликта интересов;
-не принимать блага и поощрения от третьих лиц;
-заявлять о своем интересе в предлагаемой юридическому лицу сделке или операции;
-соблюдать конфиденциальность;
Как фактический управляющий так и номинальный управляющий несут ответственность наравне с обычным управляющим юридического лица.
3. Прежний управляющий .
Если директор был уволен с предприятия после 1 марта 2019 года, то он продолжает нести ряд обязанностей по отношению к своему бывшему работодателю.
а) воздерживаться от использования в свою пользу наименования юридического лица;
b) воздерживаться от использования, в свою пользу или в пользу своих аффилированных лиц, возможностей осуществления инвестиций или осуществления деятельности, о которых ему стало известно при исполнении обязанностей директора;
c) соблюдать условие о неконкуренции.
Директор, даже после увольнения, должен воздерживаться от участия в деятельности, идентичной, схожей или дополняющей ту, которую осуществляет бывший работодатель.
Чтобы возложить на бывшего директора обязательство о неконкуренции нужно соблюсти как минимум два условия:
-обязательство о неконкуренции действует, если оно было принято на себя письменно;
-обязательство о неконкуренции действует на срок, не превышающий трех лет с момента, когда лицо утратило статус директора фирмы.
d) соблюдать обязанность конфиденциальности.
Бывший директор должен хранить в секрете информацию, которой владеет в силу исполняемых обязанностей и раскрытие которой может нанести ущерб интересам юридического лица или повлечь ответственность юридического лица перед третьими лицами.
Прекращение статуса управляющего по любым основаниям не затрагивает ответственность лица за нарушение обязанностей в период, когда он был управляющим.
Это абсолютное нововведение, которое позволить привлечь к ответственности бывших директоров предприятий.
Подписывайся на Tax Expert