Налоговая служба обладает широкими полномочиями, чтобы определять достоверный доход граждан. Информацию в ГНС по сделкам предоставляют нотариусы. С недавних пор сведения поставляют пункты обмена валют, финансовые организации, автодилеры. Продажа дома или земли, покупка автомобиля, получение кредита или перевод из-за границы, все эти данные стекаются в ГНС.
Особым вниманием фискалов пользуются продавцы недвижимости, которые продали землю или квартиру по цене кадастра и не оплатили подоходный налог.
По закону в нотариальном договоре следует указать реальную цену. Доход от продажи нужно задекларировать в ГНС и внести подоходный налог.
При продаже стороны не всегда указывают реальную цену в договоре. Часто в договоре отмечается символическая цена (по оценке Кадастра). Параллельно составляется расписка, в которой продавец и покупатель указывают реальную, рыночную стоимость.
Существует шанс, что искомая расписка попадет в руки правоохранителей. Продавцу подобный поворот грозит серьезными неприятностями. Поскольку цена в договоре ниже, чем цена в расписке, налицо сокрытие доходов со всеми «вытекающими». По таким делам практически нет сроков давности. С момента сделки может пройти и пять и даже десять лет. Налоговый кодекс сконструирован так, что оштрафовать продавца можно спустя годы после совершения сделки.
В прошедший четверг один из таких споров был рассмотрен Высшей судебной палатой (ВСП). Судебный процесс гражданина против Налоговой службы завершился неожиданным решением.
Налоговая служба наказала гражданина за неоплату подоходного налога. В 2012 году, он выставил на продажу участок земли в гор. Дурлешть. В том же году участок был продан. В нотариальном договоре стороны указали, что продажа состоялась за 1 500 леев, а реальную цену (16 000 Евро) стороны закрепили в расписке. Естественно, что реальная цена превышала сумму договора на порядок. Продавец не заплатил подоходный налог с реальной цены и не подал декларацию о подоходном налоге.
Копия расписки попала в Налоговую службу. В ГНС заинтересовались сделкой и проверили продавца. ГНС выяснила, что продавец занизил свои доходы от продажи земли. Продавца привлекли к ответственности и наложили на него ряд санкций. ГНС обязала гражданина выплатить в бюджет 23 616,45 лей подоходного налога, внести пеню за просрочку оплаты – 11 84,38 леев и оплатить 7 084,93 леев штрафа.
Продавец обжаловал действия налоговиков в суде. Он потребовал отменить решение Инспекции.
В судебном заседании продавец настаивал, что продал земельный участок за 1 500 леев. Налоговикам и суду продавец предоставил договор купли-продажи земли, удостоверенный нотариусом. Покупатель подтвердил показания продавца. Покупатель заявил, что действительно приобрел земельный участок за 1 500 леев.
Налоговики потребовали оштрафовать продавца и настаивали на его виновности. В суд была представлена копия расписки, подписанной сторонами при продаже земли. По расписке земельный участок продан за 16 000 Евро (257 206,4 леев по курсу НБМ на день совершения сделки). Налоговики настаивали, что продавец скрыл доход и должен понести наказание.
Заслушав стороны дела, суд Кишинева отменил решение о штрафе.
Из материалов дела следовало, что обязательства гражданина по оплате подоходного налога определены на основании расписки. Суд пояснил, что расписка не может служить документом, подтверждающим сделку купли-продажи недвижимости. Гражданский кодекс устанавливает, что все сделки с недвижимостью следует удостоверять нотариально. Право собственности приобретается на основании нотариального договора и возникает с момента регистрации в Кадастре. Право собственности на землю не приобретается на основании расписки. Следовательно, расписка не может приниматься за основу для определения налоговых обязательств.
Суд пояснил, что Налоговой службе следовало считать налоги по цене, указанной в договоре, а не в расписке. Тем более, что стороны договора подтвердили суду факт продажи земли за цену 1 500 леев.
Суд подчеркнул, что все сомнения, возникающие при применении налогового законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщика (ч. (1) ст. 11 Налогового кодекса).
Налоговая инспекция обжаловала решение суда. Апелляционная палата Кишинева отклонила жалобу и оставила в силе решение суда.
26 июня 2019 года спор был рассмотрен Высшей судебной палатой. Ознакомившись с делом, Высшая судебная палата признала, прав в данном споре гражданин, продавший земельный участок. ВСП отменила решение Налоговой инспекции и освободила продавца от налоговой ответственности. ВСП подтвердила, что расписка не может служить основой для начисления налогов.
Подписывайся на Tax Expert